Два способа стать партнером продуктового ритейла

Марина Строителева 20/Ноя/2018

Все чаще внимание предпринимателей привлекает вопрос партнерства с продуктовыми ритейлерами. Этому способствуют новости о сделках по покупки сетей, таких как «Магнит» и появление все большего количества открывающихся магазинов пешей доступности. Как супермаркетам удается осуществлять такую экспансию и есть ли возможность на этом заработать частному инвестору? 

 
Первый способ - купить франшизу.

Многие ритейлеры предлагают предпринимателям стать их франчайзи. Например, X5 RETAIL GROUP, владелец торговых марок «Пятерочка» и «Перекрёсток». Компания предлагает партнерство на условиях обратного франчайзинга, что подразумевает под собой передачу технологий ведения розничного бизнеса, работу с производителями, поставку товара и организацию рекламной кампании, а также свой патронаж и консалтинговую поддержку. А управлять процессами и воплощать в жизнь отлаженную бизнес-модель предстоит инвестору. Аналогичное предложение по приобретению франшизы можно получить от Федеральной сети «Магнит», которым владеет АО «Тандер». Свою марку «Фасоль», предлагает METRO CASH & CARRY. На рынке франшиз можно найти более 50 наименований продуктовых магазинов, которые предлагают развивать свой бизнес под их брендом. 

Давайте разберемся сколько это будет стоить?

Капиталовложения, требования, сроки.

Для сохранения конкурентоспособности марки, поддержания уровня доходности бизнеса и его репутации, франчазоры тщательно подходят к выбору партнера и оценки его платежеспособности. Минимальный порог входа в розничный продуктовый бизнес – 20 000 000 рублей. В такую сумму ритейлеры оценивают открытие магазина с торговым залом 200 кв.м. 

В зависимости от формата супермаркета будут меняться и стартовые вложения. Если открывать свой магазин в Москве или в ближайшем Подмосковье, то торговый зал должен быть не менее 300 кв.м., а расположено помещение должно быть на первой линии домов. Оно может находиться в густонаселенном спальном районе, около метро или популярных общественных мест – главное, чтобы обеспечивался высокий пешеходный и автомобильный трафик. Также стоит учитывать технические требования. Есть общие правила, которые подходят под любой формат продуктового магазина: витринные окна, возможность организации зоны погрузки-разгрузки, свободная планировка помещения, необходимое количество кВт, а также наличие парковки в непосредственной близости от входа в магазин.

Возвращаясь к вопросу начальных капиталовложений, отмечу, что аренда такого торгового помещения обойдется от 500 000 рублей до 1 700 000 рублей в месяц. А затраты на оснащение и оборудование зала могут достигать 50 000 000 рублей. 

Поиски помещения и ремонтные работы могут занять от полугода до года.
Таким образом, покупая франшизу предприниматель должен обладать необходимым бюджетом, опытом в управлении универсамом и возможностью продвигать уже свой продуктовый магазин, дабы обеспечить необходимый поток покупателей, приносящий ему чистой прибыли от 500 000 рублей до 1 700 000 рублей ежемесячно.

Второй способ – сдать «сетевику» собственное помещение в аренду.

Прежде чем рассматривать второй способ партнерства, напомню один интересный факт: В 1961 году предприниматель Рей Крок решил выкупить у братьев Макдоналд права на торговую марку, но получил от своих кредиторов отказ, необходимую сумму ему не предоставили, аргументируя тем, что фастфуд — ненадежный бизнес. Тогда один из финансистов Крока сказал легендарную фразу: «Макдональдс занимается недвижимостью, а не фастфудом». Сегодня компания «Макдональдс» — крупнейший владелец недвижимости в мире. Рестораны компании всегда стоят в самых ходовых местах, где недвижимость стоит очень дорого. Так что можно сделать вывод о том, что Макдональдс — это недвижимость, а не фастфуд.

Этот факт о всемирно известной компании полностью передает суть второго способа партнерства. Супермаркеты арендуют помещения вне зависимости от статуса, будь то франчази или головная компания. Интерес в уверенной экспансии диктует свои условия. Главное дать арендатору такое помещение, в котором он увидит потенциал роста своего бизнеса.

Как найти и купить торговую площадь?

Предоставляя помещение в аренду, предприниматель не органичен определенным набором требований одной торговой марки. В этом случае можно исходить из имеющегося бюджета и формата супермаркета. Поскольку основными критериями помещения является проходимость и широкие рекламные возможности, стоит обратить внимание на строящиеся микрорайоны, где в силу не обустроенности и заранее спланированной густонаселенности, открывающийся продуктовый магазин станет местом притяжения жителей. Такие локации практически всегда интересны продуктовым ритейлерам. 

Во-первых: новые дома строятся с учетом размещения на первых этажах коммерческих площадей, которые оснащены автономной приточно-вытяжной вентиляцией, необходимым количеством электричества, продуманными входными группами, а также, во многих случаях, предусмотрена организация зоны погрузки-разгрузки. Выбор в пользу коммерческого помещения в новостройке экономит инвестору внушительную сумму на изменении и согласовании проекта магазина. 

Во-вторых: выбрать на начальном этапе строительства «правильное» помещение проще. Вариативность планировок и их наличие, позволит оценить помещение по всем параметрам, в том числе оценить потенциальный трафик выбранной локации. 

В третьих, для любого предпринимателя важен счет деньгам и возможная экономия. Покупая торговую площадь на этапе строительства можно сэкономить, в среднем, до 40% стоимости недвижимости. Таким образом, выбирая формат 300-400 кв.м. в Москве или Московской области, инвестор потратит на его приобретение от 30 000 000 рублей. Сроки ввода дома в эксплуатацию составят от полугода до двух лет, это будет зависеть от выбранной стратегии продвижения и финансовых возможностей, а также от сроков исполнения поисков подходящего объекта. Для оптимизации и эффективного взаимодействия с застройщиками, можно воспользоваться услугами профессиональных брокеров, это обойдется в 2-5% от стоимости объекта, избавит от ошибок и сэкономит время.    

Подписать долгосрочный договор

После того как произошла сделка по приобретению недвижимости и приблизился срок ввода здания в эксплуатацию, необходимо начинать готовить предложения об аренде и рассылать  их потенциальным арендаторам. Опять же, с этой задачей отлично справляются брокеры. Самостоятельно это сделать можно, но потребует от предпринимателя знаний рынка и способности быстро анализировать ситуацию. Сформировав и отправив предложение по аренде, можно рассчитывать на отклик, как минимум от пяти продуктовых сетей, останется выбрать того, кто согласится на объявленную ставку. 

Договор с арендатором заключается сроком на 7-10 лет. Арендная плата состоит из фиксированной ставки, она составит около 800 000 рублей в месяц плюс процент от товарооборота и ежегодная индексация от 4 до 7%. В зависимости от месторасположения объекта, ежемесячная фиксированная плата может достигать 20 000 000 и выше. Преимущество этого способа партнерства в том, что помимо пассивного стабильного дохода, есть возможность продажи готового бизнеса, что повышает стоимость объекта и соответственно прибыть инвестора в два раза – вложив в проект на этапе строительства 30 000 000 рублей, после заключения долгосрочного договора аренды с сетевиком, помещение будет стоить 60 000 000 рублей. 


Итог. Как мы видим, есть два реальных способа стать партнером продуктового ритейлера, один из которых потребует полной самоотдачи, второй определенного запаса терпения. Какой из них выбрать, решать вам.

Возврат к списку